Синопсис короткометражного художественного фильма
(по мотивам повести «Рижский клуб любителей хронопортации»)
Автоматизированная тюрьма — охранников, надзирателей нет, только заключенные. Просторная одиночная камера. Девяностолетний немощный старик в инвалидной коляске дистанционно дает показания следователю о совершенном в далеком прошлом преступлении. На стене камеры, используемой как полиэкран, проецируются улики — доказательства его путешествия во времени с целью спасения человека — хорошо знакомые видеокадры, выложенные в Интернете им же самим, восемнадцатилетним. Мелькают подробности того криминального путешествия: летний солнечный день в лесу, пустая шоссейная дорога, дремлющая бродячая собака на пригорке, картонная табличка для автостопа с рукописной надписью, которая крутится в руке снимающего. Его самого в кадре нет — видео снимается «от первого лица» с помощью скрытой камеры, спрятанной в бейсболке, да если б он там и присутствовал, идентифицировать его с теперешним обликом, нереально. Впрочем, это и не требуется — старик ничего не отрицает.
Тот жаркий августовский полдень он помнит во всех подробностях, как будто всё произошло недавно, а не многие десятилетия назад. Вот
Садится в машину. Глубоко вздыхает и… задерживает дыхание на целых полторы минуты, когда на злополучном повороте разъезжается со встречным рейсовым автобусом в разные стороны. Вот так, неожиданно просто для него все и оборачивается. Впрочем, радоваться рано. Надо еще вернуться назад. Сам переход, как и в первый раз, занимает немного времени, однако оказывается смертельно опасным. Он возвращается, но в спирали времени подхватывает неизвестный медицине вирус, впадает в кому на несколько месяцев, после чего теряет способность ходить, и вскоре с горьким разочарованием обнаруживает тщетность предпринятых усилий — судьба спасенного им человека еще незавидней, чем его собственная: оказывается, тот числится без вести пропавшим еще с начала
В процессе расследования выясняется, что о портале времени герой узнает от самого себя, получив электронное письмо, посланное в нулевые из
Перед казнью суд обязывает приговоренного отправить самому себе послание с ничего не значащей информацией (для устранения создавшегося парадокса), что он с облегчением и делает.
«Запомни — конец это всегда начало. Будь счастлив!»
Герой не боится смерти: жизнь не сложилась, семьи нет, детей тоже, существование в болезни и одиночестве бессмысленно, приговор он воспринимает как избавление от душевных и физических страданий, в надежде, что сможет заново дать шанс себе молодому, ведь «конец это всегда начало».
Последнее, что видится ему после введения смертельной инъекции —
Картинка, пригрезившаяся герою, повторяется, наполняется цветом и оживает. Камера наезжает на фигуру в бейсболке, оказавшуюся картонным портретом, оставленным
СПб, январь 2018
Синопсис
15 августа 1990 года. Утро. Кинорежиссер Рашид Нугманов просыпается в
Через час телеграмму вручают Наташе Разлоговой, подруге Виктора, сам Цой в это время находится в нескольких километрах от хутора на рыбалке. Наташа едет на поиски Цоя. Вскоре находит его, отдает телеграмму и вместе смеются над дурацким текстом Нугманова. Обратно они возвращаются вдвоем на «Москвиче» Цоя. На дороге они разъезжаются в разные стороны со злополучным «Икарусом», с которым было лобовое столкновение в кошмарном сне Рашида.
Сентябрь 1990 года. В Подмосковье начинаются натурные съемки нового фильма Нугманова. Это пародия на героическое кино. Нечто среднее между картинами «Великолепная семерка» и «Семь самураев». В главной роли Виктор Цой, остальные участники группы «Кино» также задействованы в съемках на эпизодических ролях. Параллельно со съемками на
В связи с прекращением концертной деятельности осложняются отношения с менеджером группы «Кино» Юрием Айзеншписом, основной принцип работы которого заключен в известной пословице «куй железо, пока горячо». Айзеншпис подбирает молодую группу «Технология» и начинает плотно с ней работать.
Тем временем съемки затягиваются по причине как творческих, так и финансовых. Вот и новый альбом «Кино» вышел в свет, а с фильмом дело не завершается. Саундтрек фильма состоит на сто процентов из песен с нового альбома.
Начало 1991 года. Виктор Цой снова едет в Японию, до этого он там был год назад. В этот раз японцы устраивают Цою ангажемент — это сольные концерты под акустическую гитару в маленьких залах. Харизма Цоя завораживает японских слушателей — для них он свой, хоть и поет на непонятном языке. Один из концертов посещает молодая тележурналистка Акико Ватанабе, которая с первого взгляда влюбляется в Цоя. Она верит, что рано или поздно Цой будет с ней. А пока, используя свои связи, она популяризирует творчество Цоя, начинает выпускать фэнзин «Виктор».
Июль 1991 года. Московский международный кинофестиваль. В конкурсной программе новый фильм Нугманова, а в рамках культурной прграммы фестиваля закрытый концерт группы «Кино» для своих. Критики встречают фильм прохладно, мол, слабое кино, а зрители — с разочарованием: они ждали очередной «Иглы», а получили глумление над героической темой.
19 июля 1991 года. «Кино» выступает на главной арене международного фестиваля
Акико берет после концерта «Кино» у Цоя интервью, после которого дарит несколько номеров своего фэнзина «Виктор». Цой сражен наповал — такого он не мог предположить. У них начинается близкое общение. Постепенно потаенные мечты Акико в отношении Цоя начинают обретать реальность — Виктор отвечает взаимностью.
Тем временем в прокате стартует фильм Нугманова — его больше ругают, чем хвалят. Больше всех достается исполнителю главной роли Виктору Цою, все говорят, что он -артист «никакой». Тур «Кино» также проходит неудачно — по иронии судьбы в большинстве городов идет отмена концертов. Это вынужденная мера
Осень 1991 года. Творческий кризис Цоя перерос в кризис личных отношений — он расстается с Наташей, распускает группу. У него депрессия. Внезапно он узнает, что Акико беременна, и улетает в Японию.
Как ни странно, в Токио его встречают как героя — труды Акико по продвижению таланта Цоя не пропали даром. В аэропорту Цоя атакуют многочисленные фаны и журналисты, это настоящая мания.
Цою все происходящее вокруг напоминает волшебный сон. Но ему все нравится.
Конечно, для Акико приезд Виктора — безмерное счастье, она не справляется с эмоциями, у нее — выкидыш. Акико и Виктор делят пополам свое горе.
Начинается японская жизнь Цоя. Его песни — экзотика, которая нравится японцам. Но чтобы до конца быть понятым, надо говорить на понятном языке, и Акико его учит японскому. Цой набирает музыкантов, которых находит в токийском пригороде — молодых панков. Делает с ними концертную программу. И это уже совсем не «Кино».
Популярность Цоя растет — он шагает от площадки к площадке, и везде — успех. Вершина славы — концерт в спорткомплексе «Будокан», где по традиции проходят выступления самых именитых артистов со всего света.
Цой собирает полный «Будокан». Это пик его популярности в Японии. Он счастлив и вместе с тем опустошен. Что его ждет дальше? Размышляя над этим за рулем новенькой «Тойоты», он не справляется с управлением автомобиля и…
15 августа 1990 года. Утро. Кинорежиссер Рашид Нугманов просыпается в
СПб, август 2015
Синопсис сценария полнометражного художественного фильма
Ленинград. Начало
Вилли звезд с неба не хватает, плывет по течению, руководствуясь нехитрым девизом: «День прошел, ну, и ладно!» Больше озабочен качеством игры на электрогитаре, чем успеваемостью по ТПЛ (теории подводной лодки) и другим спецпредметам.
Как и большинство сокурсников влюблен. В любви счастлив и одновременно несчастлив, поскольку предмет его страсти молоденькая сексапильная «англичанка», по которой «угорает» весь курс, — замужем и не
Вилли «заражен бациллами
Вилли дисциплинирован, но способен, особо не раздумывая о последствиях, удрать в «самоход». Рискнуть, чтобы стать свидетелем швартовки учебного крейсера королевского флота Нидерландов, впервые пришедшего в Ленинград с визитом вежливости. Забавно взглянуть на мореманов с экзотичными шевелюрами до плеч, но главное: на борту — самая знаменитая
Хоть советский
Не отсидев положенного срока (к досаде начальства) он рьяно берется… нет, не за учёбу, а за электрогитару — факультетский вечер на носу, а с клавишником
Выгнанный из
Подходит время факультетского вечера, омраченного для Вилли разрывом с возлюбленной. Поддавшись мрачному настроению, он напивается и, выйдя на сцену, дает волю чувствам — уже на первой песне (перепевка песни «Дикая штучка» британской
В расплату за провинность герой попадает не на подлодку, куда очень просил, а в «тепленькое» местечко, — гарнизонную котельную на должность
На боевой службе Вилли всё по нраву, режим не тяготит: вахта по двенадцать часов в сутки (он тянет двухсменку), потом отдых. В каюте — любимая гитара, он часто играет для моряков. В походе ждет приказа об увольнении, что попросту тут зовется — «сыграть ДМБ» (в марте — возвращение в базу на Кольский полуостров, в апреле — приказ, с каждым днем все ближе родной дом). Внезапно ночью в турбинном отсеке, куда Вилли через час должен заступить на вахту, начинается объемный пожар, в считанные секунды все выгорает дотла. Вилли в это время спит в кормовом отсеке и вместе с ним еще одиннадцать подводников. Обесточенная лодка теряет управляемость и всплывает. В Северной Атлантике бушует шторм. Пожар перекидываеся на другие отсеки, при этом «загазовывается» большая часть лодки. Двенадцать человек вместе с Вилли отрезаны от остальных моряков, нет света, тепла, пищи, лишь немного питьевой воды. Наконец лодку берут на буксир, переход в базу в условиях суровых лишений длится три недели. Лейтенант (тот самый, что выручил Вилли), берет на себя борьбу за выживание отсеченных людей, Вилли помогает во всем, проявляя мужество и доблесть. По возвращению на базу сваркой разрезают корпус и вытаскивают людей — живых и мёртвых. Командира отправляют под следствие, очевидцы трагедии дают подписку о неразглашении. Вилли после пережитого сочиняет свою первую песню «Подводный блюз».
Дома в Ленинграде — тягостная обстановка:
И снова он задумывается: чем заняться? Помогает нахимовский диплом и связи отца — Вилли устраивается переводчиком в Балтийское пароходство на пассажирский лайнер «Михаил Лермонтов». Здесь его окружают иностранные туристы, преимущественно пенсионеры и студенты, изучающие русский язык. Переходы по всему миру продолжаются около пяти лет: масса впечатлений, новые страны, портовые города, интересное общение. Впрочем, музыка — на первом месте: по вечерам он играет с судовым ансамблем для танцующей публики, выпускает стенгазету для команды о новинках западной
Понедельник 20 сентября 1976 года. Лондон. Герой в числе пяти членов экипажа (под присмотром старшего — «не затерялись бы, не приобрели бы
Борясь с естественными позывами, Вилли пританцовывает на месте, подскакивая точно мячик, не в силах оторваться от происходящего и покинуть зал. В этот момент к нему обращается долговязый скуластый парень с всклокоченной шевелюрой и собачьим ошейником на шее, известный в лондонской
Конечно же, судовое начальство возмутило вопиющее самовольное посещение «рассадника буржуазной
Со списанием из команды пассажирского лайнера Вилли оказывается на обочине жизни — работает, где придется и кем придется, подолгу нигде не задерживаясь — лифтером, курьером, банщиком…
Внезапно умирает отец, мать винит сына. С ней жить становится невозможным, поэтому Вилли подается в дворники, надеясь получить служебную площадь. Проза жизни мало его заботит, он намерен создать группу «а-ля-«The Clash»; в творческих планах
Тем временем в одной из ленинградских газет проходит информация, что на Дворцовой площади пройдет съемка музыкального фильма — в рамках
На другой день дома его ждет очередной скандал: мать по обыкновению в истерике, она обвиняет сына в непослушании, нерадивости, ранней смерти отца. Пока он под душем пытается снять негативную энергию, она вызывает санитаров, и Вилли, голого и мокрого, выволакивают из ванной и препровождают в психиатрическую больницу. Там, на набережной реки Пряжки, он наконец под видом художественной самодеятельности сколачивает группу из пациентов «психушки», (главврач поддерживает затею «в целях лечебной терапии»). Вроде бы традиционный ВИА, репетирующий для отвода глаз популярную музыку типа «
Наконец Вилли разживается собственным жильем, поэтому, распрощавшись с метлой и совком, он «переквалифицируется» в ночные сторожа — времени для творчества становится больше. Днём — репетиции, иногда случается запись на полуподпольной студии, официальные концерты проходят редко, а играть хочется всё больше. Случай сводит его с подставным администратором, провокатором из «органов», который организует подпольные концерты. Вилли попадает в западню: ему инкриминируют статью о незаконной предпринимательской деятельности (продажа билетов на концерт) и сажают как раз перед тем, как в Кремле объявляется Горбачев.
В местах лишения свободы он узнает, что за героизм и отвагу, проявленные во время ликвидации стародавней аварии на атомной подлодке, он награжден орденом. Выбивает награду капитан 2 ранга Воробьев, ставший старпомом атомного подводного ракетоносца. (Впрочем, получить ее после отсидки Вилли так и не удосужится). Будни за колючей проволокой изредка скрашивают наезды
Времена изменились — теперь, как заверяют «наверху» можно делать все, что не запрещено законом. И он открывает собственный
И вот уже наш герой защищает диплом. Его научный руководитель — симпатичный преподаватель ПГУ (бывший ученик и сподвижник Собчака, в то время пребывающего в опале), да к тому же страстный поклонник британского
Естественно, когда
2003 год.
Грузовой самолет вылетает на Кольский полуостров. Ему, перед отходом лодки, звонят, обвиняя в безответвенности, он отвечает: «Делайте, что хотите!» и выбрасывает трубку в море. Точка поставлена.
В походе знакомится с двадцатилетним спецтрюмным матросиком, обслуживающим реакторный отсек и увлеченным
Эпилог.
Июль 202… года. Индийский океан, совместные учения с
СПб, ноябрь 2016
© 2016. Официальный сайт Александра Долгова