− СПб.; М.:
Хотя на обложке указано имя Вадима Рекрутова (он же — главный герой книги,
«-
ng.ru, 7 июля 2021
Основатель и главред журнала Fuzz Александр Долгов выпустил
Александр Кушнир, продюсер, музыкальный журналист и писатель:
— В суете мы совершенно не задумываемся о том, что со временем достоверной информации о боевом прошлом российского
literaturno.com, 31 мая 2021
Автор «Меломана» Александр Долгов — сам по себе фигура легендарная. Бессменный главный редактор легендарного музыкального журнала Fuzz в течение 18 лет (с 1991 по 2009 год), основатель премии и организатор фестивалей имени собственного издания, писатель. Его новая работа —
Главный герой и рассказчик «Меломана» —
Сначала Чиф рассказывает о том, как он ухитрился стать жмуриком. А затем перед читателем разворачивается картина событий, произошедших с главным героем до момента его смерти. Повествование катится назад: от нулевых к девяностым, восьмидесятым, семидесятым… Попутно захватывая в свой водоворот героев времени: Лёху Никонова, лидера легендарной
В романе множество интересных (и что особенно ценно — достоверных!) деталей и наблюдений. Эпичная хроника русского рока, пропущенная через воображение человека, который эту историю творил и документировал. Гастроли и прессухи, встречи и расставания, драки со скинхедами и любовные похождения, стимуляторы, поезда и самолёты, Питер и Венгрия, создание лучшего в стране музжурнала… Не оторваться!
zen.yandex.ru, 12 мая 2021
Фигура Виктора Цоя является в данном случае не более чем предлогом поговорить о перемещениях во времени.
Александр Долгов — ведущий питерский
В хитроумной системе художественной прозы Долгова разобраться не
Александр Долгов отнюдь не паразитирует на успешно апробированных уже однажды коллизиях. «Спасти Цоя» — абсолютно самостоятельный по отношению к «Черному квадрату» роман, в котором скрупулезно (и отчасти — немного запутанно) рассказывается, как, собственно, удалось выжить лидеру группы «Кино» в то непростое время. Но даже столь весомая и важная не только объективно, но и лично для автора книги фигура Цоя является в данном случае не более чем предлогом поговорить о… перемещениях во времени.
Собственно, Цой появляется в романе лишь в начале и в конце, образуя эффектную раму романа. Но даже обрисовывая его по касательной, Долгов создает необычайно привлекательный, глубокий и емкий образ. Нашлось место даже подробному описанию последнего концерта группы «Кино» в Риге, за что писателю — отдельная благодарность. Присутствуют в романе и люди из реального цоевского окружения, например — Пиночет, который предстает неисправимым коллекционером винила и ревностным любителем истории.
Сам Долгов тоже демонстрирует в романе просто недюжинные познания в мировой истории. Вот лишь некоторые экскурсы которые он делает в романе: советская Латвия
Книга «Спасти Цоя» вмещает столько, что иному автору хватило бы и на пятитомник высокопробной прозы. Со всем этим обилием фактов Александр Долгов расправляется без малейшей натуги с изяществом творящего миры демиурга. Но прохождение такого внушительного массива информации не проходит для человека бесследно. Понимает это и сам автор, снабдивший роман крайне пессимистичным эпилогом в духе сентенции «Екклесиаста» «познание умножает скорбь». Но даже из этой мировоззренческой вилки Долгов умудряется выкрутиться легко и непринужденно.
KM.RU, 15 августа 2021
Рецензия Константина Мильчина на аудиокнигу Александра Долгова «Спасти Цоя. Роман, где переплелись вымысел и реальность» (читает Андрей Финагин).
Не очень умный и довольно юный главный герой узнает секрет путешествия во времени. Дальше он делает то, что бы сделал на его месте каждый: отправляется в советскую Латвию 1990 года, чтобы предотвратить автокатастрофу на
«ГОРЬКИЙ», 17 июня 2021.
Для тех, кто любит отечественную
Каждой эпохе требуются свои собственные символы, объединяющие ее неким культурным признаком: Эдит Пиаф, Владимир Высоцкий…Волею судьбы Цой был избран «священной жертвой»
Вольно или невольно Александр Долгов ухватил, на мой взгляд, самое главное: отобразил то удивительное историческое явление, которое называется «культурным мифом». А миф, если он уже сложился, если вошел в людскую память и закрепился в ней, живее самого правдивого факта. Более того, миф подменяет собой факт, начинает жить собственной жизнью, искоренить его практически невозможно — здесь фантастика самым преспокойным образом начинает уживаться с реальностью. В связи с этим, желание героя «Рижского клуба любителей хронопортации» и «Мумии» спасти Виктора путем предотвращения трагической аварии на утреннем шоссе, не представляется
Уже все, вроде бы, давно закончилось, все «подернулось дымкой», угли костра остыли, мы разошлись по своим делам и квартирам. Но сила любви автора к тому наивному прошлому настолько искренна, настолько убедительна, что, честное слово, отправившийся, казалось, навсегда в небытие, мир отечественного
За что автору большое спасибо!
23 апреля 2019
Ненаучной фантастики, касающейся ушедших навсегда звезд
Сюжет в целом прост и интересен больше нюансами повествования и деталями, которые автор книги (в прошлом главный редактор в действительности существовавшего
Кроме «клуба» в книгу вошли еще три небольших рассказа — хоррор «Аномальная зона», трагическая исповедь «
Хорошее чтиво для поездки в электричке, саундтреком в которой звучат песни Цоя в исполнении пары самодеятельных музыкантов, вооруженных гитарами и любовью к группе «Кино», которую они, конечно же, не застали. Если к этому моменту книга будет уже прочитана, ее легко можно им подарить, поддержав как идею букшеринга, так и хороший репертуарный выбор.
Портал Москва 24, 31 марта 2018
Интригует. События «Рижского клуба» разворачиваются в Петербурге в наше время, где главный герой — студент исторического факультета СПбГУ — получает электронное письмо от пятидесятилетнего самого себя из будущего, где говорится о временном портале и о возможности спасти Виктора Цоя. Книга читается легко и быстро. До последнего надеешься спасти «последнего героя»!
Вместе с юношей мы встречаемся с друзьями Цоя и его
Описание концерта Цоя и группы «Кино» в Риге — один из наиболее ярких и впечатляющих эпизодов повести. Как будто автор переносит читателей на место событий тех лет и даёт увидеть, ощутить и услышать выступление Каспаряна, Тихомирова, Гурьянова, и самого Виктора Цоя!
К сожалению, абсолютной правды о том, что произошло утром 15 августа 1990 года на 35 километре латвийской трассы того дня, мы никогда уже не узнаем. Версий случившегося слишком много.
Евгений Федоров, Софья Александрова
Портал Rock Week magazine, 13 марта 2018
Скажите, много ли вы знаете литературных произведений, в которых главным или, по крайней мере, значительным персонажем является популярный
Александр Владимирович — человек интересной судьбы. О нём самом можно написать увлекательную книгу. Блистательный офицер
Но Долгов выстоял. Его газета «Rock Fuzz» не только продолжает печататься, но со временем превращается в глянцевый журнал, на страницах которого не чураются засветиться как самые маститые, так и только начинающие свой путь будущие
С 1997 года журнал начинает вручать премии музыкантам за те или иные достижения на ежегодном весеннем
Но, увы, не всем нашим мечтам суждено сбываться. В конце января 2009 года в результате неудачной смены акционеров журнал прекратил своё существование. Долгов и большая часть его команды покинули редакцию. Видимо навсегда. Хотя через некоторое время «Fuzz» вернулся и продолжает работать по сей день, правда, в формате
Но жизнь на месте не стоит. В скором времени увидела свет стильно оформленная книга Долгова, объединившая в себе два его произведения — литературно адаптированный сценарий так и не состоявшегося художественного фильма «Цой. Чёрный квадрат», в котором автор размышлял о том, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Виктора Цоя, останься он жив в августе 1990 года и мистический триллер «Шевчук. Белый квадрат», объединивший в себе отчёт о совместной поездке на гастроли с группой ДДТ и размышления главного героя о жизни и не только после нелепой гибели во второй части произведения. Каждое из сочинений, несомненно, заслуживает внимания, поскольку отличается хорошим слогом и нетривиальным сюжетом.
И вот, спустя несколько лет Долгов решил снова вернуться к теме возможного чудесного спасения Цоя. В год
«Рижский клуб любителей хронопортации» — крепкая фантастика с захватывающим, наполненным неожиданными поворотами сюжетом. Рассказ ведётся от лица студента исторического факультета, подрабатывающего в журнале «Fuzz» в качестве внештатного корреспондента. Однажды он получает по интернету послание из будущего. Причём от самого себя. Сложное решение поверить в реальность произошедшего приводит его к цепи захватывающих приключений, в ходе которых главному герою придётся немало пережить.
Среди героев повести немало известных людей.
Сам сюжет произведения и главное — его неожиданный финал, несомненно, предусматривают продолжение. Рекламный слоган книги был такой — «Спасти Цоя». По моему мнению, стоило бы добавить знак вопроса — «Спасти Цоя?». Во всяком случае, мне было бы интересно узнать о дальнейших приключениях главного героя и его весёлого друга Шульца. И главное — хотелось бы снять знак вопроса.
Помнится, в СМИ писали о неоднозначной реакции отца Цоя на данное произведение Долгова. Мол, зачем он вообще всё это придумал. Любое мнение имеет право на существование. Но с другой стороны — почему бы нет? Множество людей разного возраста до сих пор любят песни группы Кино. В этом юбилейном году по стране прокатилась волна аншлаговых концертов памяти, был выпущен очередной трибьют «Мы вышли из Кино». То есть значение творчества Виктора до сих пор чрезвычайно высоко, несмотря на то, что его нет в живых уже двадцать семь лет.
Что касается автора данных строк, то его детство и юность проходили в неизменном сопровождении песен Кино. В их кажущейся простоте кроется волшебная сила, которая и делает те или иные произведения гениальными. Нет сомнений в том, что возможно сам того до конца не осознавая Цой нашёл формулу творческого совершенства. Личность Виктора, его творчество явилось для автора данных строк своего рода катализатором для начала собственных творческих экспериментов. И наверняка это далеко не исключение. Песни Цоя не просто хороши и мелодичны, они помогают людям найти ориентиры в жизни и, в конце концов, обрести самих себя.
Так почему бы не сделать его героем художественного произведения? Пусть хотя бы на страницах повести он на время вернётся и вновь станет собой. Ведь понятно, что перед написанием «РКХ» Долговым была проведена изрядная исследовательская работа. И сомневаться в правдивости эпизодов, связанных непосредственно с фигурой Виктора не приходится.
Что касается других произведений, вошедших в книгу, то они не имеют к повести никакого отношения, и написаны Долговым в разное время.
Рассказ «Аномальная зона» — романтический триллер о женщине, которой не везло на мужчин и о том, какое неизгладимое впечатление произвёл на неё концерт Петра Мамонова.
Каждый рассказ
Александр Хлупин
Портал Проза.ру, декабрь 2017
Тезис о том, что Виктор Цой — до сих пор number one российской
Подобная постановка вопроса довольно наивна, но тем не менее интересна. К тому же Долгов, главный редактор
Вообще, создание «Черного квадрата» — целая эпопея. В самой книги можно найти описание всей ее предыстории, причем точку отсчета, время начала работы над замыслом, автор помещает то в 2002 год, то в
Кроме того, чтобы читателю стали понятны различные подробности самой повести, Долгов поместил здесь «Базис «Черного квадрата». Публикации из газеты
Какова же предложенная Долговым версия развития дальнейший событий вокруг Виктора Цоя и его группы? Хронология повести — ровно два года, по 15 августа
Продолжается роман «Кино» с кино — в последовавшем за «Иглой» фильме Рашида Нугманова «Дикий Восток»
В жизни группы — важное (и судьбоносное) изменение: для поддержания статуса «модной» группы в состав качестве полноправного участника принят «Алексей Хаас, самый первый диджей Ленинграда». И если на фестивале «Rock
И тут вступает главная тема книги — японская. Лидер «Кино» продолжает сольную карьеру именно в Стране восходящего солнца. Его музыкантами становятся участники популярной местной команды «Огненные драконы», песня «Кончится лето» покоряет
Еще одна линия повествования — политическая. Описываются два визита президента СССР
Особенно стоит отметить именно второй эпизод. Похоже, именно на него Долгов и возложил функции фантастичности своей повести.
Оказывается, во время своего второго приезда в Японию Горбачев решил вопрос северных территорий — отдал острова Курильской гряды Шикотан и Итуруп. Затем он сообщает Цою в личной беседе, что лидер группы «Зоопарк» Михаил «Майк» Науменко (умерший, кстати, в августе
Любовь в «Черном квадрате» есть, политика тоже. Чего не хватает? Экшна, патетики? Добавим! И Долгов устраивает два огненных (с фантазией небогато) трэша — сначала на съемочной площадке «Дикого Востока» (в результате Цой с сильными ожогами — в больнице), а затем помещает лидера «Кино» в ситуацию действительно случившегося 23 февраля 1991 года пожара в гостинице «Ленинград».
Как оценивать «Черный квадрат»? Честно говоря, в первую очередь хочется сделать это именно в русле линии, заданной самим автором — ее кинематографичности. В этом плане у Долгова получился весьма крепкий материал, который, как признает он сам — видимо,
А вот о художественных достоинствах повести говорить трудно. Александр Долгов — явно не Юрий Арабов, чьи сценарии можно читать как самостоятельные литературные произведения. В данном случае пресловутая кинематографичность получила выражение в лаконичном, рубленом языке, когда акцент делается на самом простом — описании ситуации, мизансцены — без подробностей. Текст «Черного квадрата» организован в краткие главы, не длиннее
Ну, а о «достоверности духа» «Черного квадрата», соответствия его героев своим реальным прототипам, равно как и о степени вероятности предложенного Долговым варианта развития событий, пусть лучше говорят те, для кого Виктор Цой и «Кино» —
Сергей Цвых
«Книжная витрина», 21 января 2009
Что бы было, если бы Виктор Цой остался жив? Какие бы альбомы выпустил, на чьей бы стороне оказался — ведь погиб он накануне трагических событий, разделивших общество.
В истории нет слов «если бы» — а в литературе? Александр Долгов, бессменный редактор культового журнала FUZZ, спросил себя: «Почему не создать художественную реальность, к которой основатель группы „Кино“ стремился в жизни?» И создал ее. Настоящая фантасмагория: 15 августа 1990 года «Москвич» спокойно разъезжается с «Икарусом».
Цой
Книга одинаково задела и бескомпромиссного Юрия Шевчука, и ироничного Артемия Троицкого. А эти персонажи нашей
Илья Бояшов
«Деловой Петербург», 17 октября 2008
«Е*ать мой лысый череп!» — говорит
Александр Горбачев, журнал Rolling Stone, декабрь 2008.
Пожалуй, в истории отечественной
Этот феномен можно отчасти обьяснить языком теории современных средств массовой коммуникации (они же:
Исходя их этих предпосылок, буквы, написанные детской рукой в ближайшей подворотне, этот своеобразный крик души: «Цой жив!» имеют под собой вполне обоснованный философский подтекст. Цой действительно жив и метаморфозы его образа продолжаются.
Любой герой современных средств массовой информации, которым безусловно является Цой, умирает только тогда, когда исчезает с виртуальной плоскости экрана. Когда о нем перестают писать и говорить. И в данном случае, вымышленый этот герой, живой или мертвый уже не имеет никакого значения.
В этом смысле любое новое произведение, в данном случае, сценарий «Цой. Черный Квадрат», становится еще одной плоскостью существования героя. Ведь отчасти именно в «Черном Квадрате» воплотились чаяния множества поклонников желающих узнать нечто большее о своем кумире. «Черный квадрат» некая сумма коллективного бессознательного неожиданным и мистическим образом собранная Александром Долговым в единую
Подобный феномен мы могли наблюдать и в Западной культуре. К примеру, известнейший
Появление «Черного Квадрата» закономерно. Удивительно тут другое, Александр Долгов будучи человеком военной выдержки — скрупулезным и аккуратным, в своем сценарии и позже в его литературной адаптации, делает вполне реалистичный прогноз событий. Дело в том, что, встречаясь и беря интервью у десятков людей, знавших Виктора Цоя лично, Александр Долгов смог собрать уникальный материал. Из этого материала вполне возможно сделать статистически достоверные выводы о возможной судьбе героя. И в этом смысле «Черный Квадрат» — явление уникальное, стоящее вдали от всяческих спекуляций. Здесь вымысел и реальность на службе друг у друга. Они практически не вступают в конфликт, даже в мелочах. К примеру, казалось бы, точно выдуманная японская журналистка Акико, фанатка группы КИНО, влюбленная в Цоя, оказывается вполне реальным персонажем, живущим в Токио. Как и выпускаемый ей фэнзин «Виктор» — нежданно — негаданно материализуется в руках автора Долгова датированный 1991 годом. Ну не мистика ли это?
Чтение «Черного Квадрата» напоминает рубрику «Девять из Десяти — угадай какой факт вымышленный», введенную нами в этом номере. В «Черном Квадрате» слияние вымысла и реальности превращает его в некую футуристическую драму — на страницах книги воскресает не только Цой, но и Майк Науменко, а Советский Союз не разваливается к назначенному часу…. На этом месте — интрига достигает поистине планетарных масштабов.
В книге помимо литературного варианта сценария так же собрано множество архивных интервью, часть материалов публиковалась в FUZZе, часть публикуется впервые — это беседы с Рашидом Нугмановым, Георгием Каспарян, Юрием Белишкиным, Артемием Троицким, Игорем «Панкером» Гудковым, Кириллом Разлоговым, Наилем Кадыровым, Алексеем Вишней и многими другими. Это делает книгу интересной не только в литературном, но и в публицистическом плане. Объем проделанной работы впечатляет.
В
FUZZ № 8/2008
© 2016. Официальный сайт Александра Долгова