Александр Долгов

Черное и белое рока в беллетристике, журналистике, графике

КИНОПРОЕКТ «ЦОЙ. ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ»

Сюжетная завязка сценария: 15 августа 1990 года кинорежиссер Рашид Нугманов, предчувствуя беду, за 7 часов до автокатастрофы в Тукумсе отправляет Виктору Цою телеграмму с просьбой быть осторожным. В результате Цой избегает аварии. Через месяц после этого на «Мосфильме» начинаются съемки нового фильма с участием Виктора Цоя и музыкантов группы «Кино»…

Синопсис

Сценарий


N.B.

Приглашаю к сотрудничеству продюсера или кинокомпанию для экранизации
бестселлера «Цой. Черный квадрат» по моему сценарию.


Контакты





ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ ФИЛЬМ ВМЕСТЕ!

Мой сосед по дому Леонид — молодой рок-музыкант, выросший на творчестве группы «Кино» — узнав, что я написал сценарий о Викторе Цое, выступил с необычной инициативой. Он предложил… сброситься с друзьями на съемку «Черного квадрата».

Народный фильм? Мысль, конечно, любопытная. Наверное, во всей нашей необъятной родине нашлось бы немало людей, которые поддержали бы это начинание своими кровными рублями. Кстати, примеры подобного финансирования в истории отечественного кино были.

Конечно, можно попробовать кликнуть клич по стране. Но при этом кино должны делать профессионалы, и обязательно, единомышленники. Только тогда может получиться что-то стоящее.

И я верю, что однажды человек, которого я так ищу, все-таки появится на моем горизонте. Он мне позвонит на трубку или сбросит свой факс, или от него свалится письмо в мой электронный ящик — со словами вроде: «Давайте сделаем этот прекрасный фильм вместе»…

Однажды именно так и случится. Я верю в это.




ВИДЕО-АНОНС БУДУЩЕГО ФИЛЬМА «ЦОЙ. ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ»


В ролике использованы кадры из фильмов: «Солнечные дни», «Конец каникул», «Игла», «Йя-хха», «Группа „Кино“ в Лужниках», «ПХТЗ», «Оззи Осборн. Концерт в Будокане», «Тони Такитани», «Трудности перевода», «Тройной форсаж. Токийский дрифт», «Человек с киноаппаратом», советская кинохроника.
Тема «Кончится лето» группы «Кино» в исполнении питерской виолончелистки Лены Тэ.
Саунд-продюсер Евгений Дороган.



МНЕНИЯ О СЦЕНАРИИ

Юрий Шевчук

Меня впечатлил сценарий Долгова «ЦОЙ. ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ».Честно говоря, я сам с ребятами из группы думал об этом — вот если бы Цой был жив, что с ним было бы? Вот с его такой славой, не популярностью, а именно всенародной славой.
Версия автора мне понравилась. Да, это вполне такая одна из возможных версий, и она очень душевная. Время и судьба — они здесь связаны воедино… Очень интересный сценарий.

Артем Троицкий

История, рассказанная в сценарии «Цой. Черный квадрат» довольно реалистична. Конечно, все в ней вымышленно, но отнюдь не фантастично. Все в ней на своем месте. На мой взгляд, определенная драма в этом есть. С точки зрения лакомости для спонсоров и продюсеров здесь тоже все в порядке. Поскольку Цой — личность легендарная, и все, что с ним связано — это всегда интересно. Одним словом, история эта вполне реальная и по сюжету, и по возможности заинтересовать какого-то продюсера.

Илья Стогов

Поражает расточительность, с которой русские относятся к собственным легендам. Все звезды первой величины в Европе и США давно превратились в героев мюзиклов и «байопиков». У нас, я надеюсь, ситуация будет изменена именно с экранизацией сценария Александра Долгова «Цой. Черный квадрат».

Богдан Дробязко

Я скажу о первом впечатлении, которое, как известно самое верное.
После прочтения «Черного квадрата» мне сразу подумалось: «Это смело!» Взяться за Цоевскую тему, да еще за альтернативную версию его не случившейся биографии для многих поклонников группы «Кино» в России, коих огромная армия, будет покруче «Страстей Христовых» Мэла Гибсона для верующих всего мира. Там, по крайней мере, нет ничего такого, чего нет в библии. Могу себе представить, что будет твориться вокруг «Черного Квадрата», в случае экранизации этого крайне смелого сценария! Только смелым людям под силу сказать что-то новое, своеобразное и достойное внимания. Как минимум это, несомненно, интересно. Как максимум такой фильм может стать явлением.




Читательские отклики

Читательские отклики


ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ОТКЛИКИ

Какая боль

Сценарий «Цой. Черный квадрат» опять вернул меня ТУДА. Всякий раз вспоминая, что Виктора больше нет, переживаю боль как в первый раз. Я много читала воспоминаний о нем, интервью, но такого сильного ощущения страдания и боли я не испытывала после прочтения той литературы о Цое. Все это лишь напоминало о трагедии, возвращало в прошлое на мгновения. «Цой. Черный квадрат» — это совсем иное. Я была ТАМ. Я слышала там скрежет, звон и хруст стекла…

Я никогда не была фанаткой «Кино». Мне просто нравились песни Цоя, и слава Богу он не был моим кумиром. Я спокойно смотрю его концертные записи, интервью. В моем подсознании не заложено информации о его смерти. Он жив для меня, только он где-то далеко, там, в 1990-м году… Прочитав же этот сценарий, я снова все «вспомнила».

Вот ведь странность: когда я узнала о смерти Саши Козлова из «Агаты Кристи», я как-то быстро с этим смирилась, хотя «Агата Кристи» долгое время была для меня объектом изучения и фанатизма. Тем не менее факт смерти Саши не так сильно травмирует меня. Я-то знаю, что он всегда рядом с Глебом и Вадиком.

Виктор Цой — это совсем другое. Вот уже столько лет прошло, а для меня все как будто это было вчера. Зачем все эти слова?! Цой один, но для каждого он свой. Наверняка каждый думал, почему случилась эта трагедия, искал ответ на вопрос — почему именно с Виктором? Или — что было бы с ним и с нами, останься он жить? Наверное, ответ один — на то (все) воля Божья.

Ирина Мозалевская, г. Курск

Фильм, фильм, фильм!

Этот фильм должен быть снят!!!

Весь сценарий «Цой. Черный квадрат» прочитала на одном дыхании, перед глазами стояли кадры из фильма. Особенно впечатлили начало и финал фильма, перемотка (событий) в обратном направлении в конце — очень сильный эффект! Постоянное присутствие в фильме образа собаки — сильная находка.

Аня. Отзыв пришел по e-mail.

Не музыка, а любовь

Нам всегда любопытно знать (иногда просто на подсознательном уровне): а что, если…

Какие бы песни пел сейчас Высоцкий…

Какова бы была судьба Башлачёва или Янки…

Или чем бы занималась ныне группа «Кино»…

«Кино» было на подъёме, практически на вершине славы. Но вершина, пик — площадка неустойчивая, шаг влево, шаг вправо — и вот ты скользишь вниз? и зацепиться, кроме спин «новых героев»? карабкающихся вверх, не за кого и не за что…

У Цоя и компании была одна очень хорошая особенность: они с самого своего начала стремились быть и были на гребне моды. Другое дело, что не все сразу это поняли, — не все ж у нас настолько продвинуты, как БГ, который и разглядел их блеск в горе песка… И на протяжении своей истории группа «Кино» постоянно хотела быть впереди, если не в топе, так в моде.

Последний, «Чёрный Альбом», меня, мягко говоря, не очень-то обрадовал. Мне даже кажется, что был бы жив Цой, он (альбом) получился бы не настолько припопсовеньким. Сыграло роль давление Айзеншписа? Желание в последний раз выдавить из уже несуществующего проекта побольше денег? Или всё же была искренность? Музыкантов в данном случае я ни в коем случае не обвиняю, поскольку, как ещё было в то время, в группах по большому счёту все были близкими друзьями. Друзья так поступить не могли…

Вообще, по моему мнению, если бы не август 1990-го, и если бы Цой остался творческой единицей (иными словами, не стал бы на путь коммерции и зарождающегося в тот период отечественного шоу-бизнеса), он бы с удовольствием менял облик «Кино» (даже супротив мнения фанов и сиюминутной славы и популярности), лишь бы оставаться всегда свободным и быть в авангарде, то есть впереди. И вполне могло «Кино» потяжелеть, как это заметно было в «Последнем Герое»; могло опопсоветь (может, «Чёрный Альбом» был всё же планом Цоя — на фоне всесоюзной славы «Ласкового мая»? «Муравейник» — чем не дань популярности ЛМ?); могло уйти в электронику и т. д. — что там у нас было в 90-е модно (на подходе был гранж, к примеру)?

Да, и ещё мне кажется, что «Кино» было уникальной группой ещё и в том смысле, что после неожиданного для нашего зарождающегося шоу-бизнеса взлёта к вершине популярности, они становились как бы вне правил игры, то есть могли бы вполне успешно существовать вне машины всё того же шоу-бизнеса. Им не нужен был направляющий и руководящий продюсер, — нужен был просто человек (администратор, директор), который бы планировал и организовывал гастроли, и контролировал бы техническую и финансовую сторону выпуска альбомов. Всё.

«Чёрный квадрат» немного больно ударяет по этим самым радужным фантазиям своей жёсткой «реальностью»: уход Айзеншписа, быстрое охлаждение любви поклонников, полное одиночество и депрессия Героя…

Мне показалось, что главное в сценарии «Цой. Черный квадрат» — не Музыка, а Любовь. Любовь Цоя к японской журналистке. Всё остальное — декорация. Не везде и не всегда оправданная, но несущая определённую автором цель — усилить линию Любви… Хотя в первую очередь обращаешь внимание именно на декорацию, на её спорность, на её одноцветность…

Тем трагичнее и неожиданней весь сценарий и его конец.

Вадим Шкалин, г. Курск

Это будет КИНО

Прочитал сценарий А. Долгова на одном дыхании, все время его переводя… «Цой. Черный квадрат» произвел неизгладимое впечатление. Весь вечер после этого слушал группу «Кино», песни из их последнего («черного») альбома.

Сценарий я читал медленно, представляя каждую фразу, как на экране. Мне очень понравился эпизод, когда Виктор, Густав и Каспарян прогуливаются в Киеве по местам «боевой славы» — вспоминают съмки «Конца каникул». Я смотрел отрывки из этого фильма и очень хотел бы посмотреть его полностью. Он замечательно снят, и песни «Кино» звучат там совершенно потрясающе, особенно на фоне озера Тельбин, где торчат какие-то ржавые трубы, стоят какие-то развалины… И тут — ребята с гитарами… А теперь они вспоминают комические эпизоды тех дней, и у меня не возникает никакого сомнения, что все это действительно было, было взаправду. Так и представляется хвативший лишку Витя Цой, упавший в канаву, и по прошествии нескольких лет вспоминающий об этом с улыбкой… Точнее, даже не могущий вспомнить!

А самый конец… У меня вообще нет слов! Вот сейчас пишу, и к глазам подступают слезы… Радостный, счастливый Цой где-то там поет свою новую песню, светлую и хорошую такую, которую мы никогда не услышим… Идут титры. Конец?

Очень хотелось бы знать о дальнейшей судьбе этого сценария. Предполагается ли снятие по нему фильма? Мне кажется, что нет… А может быть каждый должен «увидеть» этот фильм, как его увидел я, на бумаге?

Одно я хочу сказать — поступать с этим сценарием, на мой взгляд, нужно так, как планировалось автором изначально. Если он писал его с расчетом снять фильм по нему, то фильм этот непременно должен быть снят! И снят так как надо, чтобы никто не обижался на непохожих актеров, и уж тем более, никто никого не обвинял в кощунстве. Если фильм будет снят, то это будет КИНО!

Хочу пожелать автору осуществления всех его надежд и планов!

Константин Кутовой, г. Луганск
FUZZ № 5/2006